Анонсы События-Выставки Фотографии Публикации Литература Статьи Ссылки Гостевая книга
Русский English Deutsch Francias Italiano Espaniol

Галерея Dembowski

 

Григорий Дембовский. "Париж. Полет Ангела" Эссе

    Свежий,  но приятный осенний ветер, поднял закрутил и погнал вдоль Сены  по бульвару желтые красные и пурпурные легкие листья. За ним потянулись голыми ветвями деревья, в ярко голубое небо и дальше, навстречу солнцу, к сверкающей в его лучах Эйфелевой башне.

    Не знаю, почему сказал к сверкающей башне…,? Сверкали лучи солнца на волнах реки, золотыми брызгами искрился свет на листьях, их полет создавал гениальную мозаику на фоне удивительно прозрачного сине-голубого неба. Сверкало все, но не башня…

   Она  стояла, независимо упершись своими напряженными крепкими ногами в землю, уверенно взирая на лежащий у её ног город…Париж.

   Но солнце, плавило конструкции, ломая формы растворяло башню в потоке света, а ветер крутил, качая ветви, поднимая волны и летящие над ними листья.

   И земля взволновалась, качнулась, зашумела ветвями деревьев и ушла из под ног башни, отрезанной от нее потоком света. И башня полетела, так, как будто всегда мечтала об этом, радостно соревнуясь в полете с бешено летящими маленькими белыми облаками…

     «Однако, пора домой»:- одновременно подумали мы с башней.

Последний взгляд с высоты, чтобы не забыть…, и мы поворачиваемся к солнцу спиной, и не прощаясь идем каждый своей дорогой. Точнее я ушел, а она осталась.

     Грохот, жуткий победный грохот африканских барабанов потряс меня, прижал к стене, ударил в лицо. Закрутились, завертелись вокруг разноцветные лица, тысячи извивающихся в непонятном и некрасивом танце тел, и бум.., бум…, бум, ..бум…

      Первое, что приходит на ум- глупая шутка  : «Боже, я уже в аду?»  Бум…, бум, бум…, зажимаю в кармане кошелек и пробираюсь к ближайшему переулку.  Нет это не ад, это центр Парижа улица Риволи, три минуты от Мэрии.  

       «Да, не удивительно, что  у вас тут башни летают»- злорадно подумал я, сворачивая  в  третий от Риволи переулок и нервно оглядываясь.

       Прохлада  и относительная тишина набережной Сены успокаивает . Почему то не удивляют знакомые звуки популярной  украинской песни под гармошку, на фоне слабо пробивающихся звуков: «О Пари…»

        Вечереет, в небе, в фантастической борьбе  пурпурного, желтого , всех оттенков синего и, гонимых ветром фиолетовых облаков гордо полыхает закат .

        На острове ощетинился всеми своими лапами-контрафорсами, величественный и великолепный готический собор Нотр Дам Де Пари.

Сиреневый, на фоне закатного неба, с желтыми глазами, включенных кое-где в сумерках огней, вцепился он  паучьими лапами в землю, врос, укрепился, говорит как будто: «Уж я то не полечу, будьте уверены, не дождетесь»

         Я и не жду, я рад, наоборот, не дай бог ; просил бы , встал на колени, не улетай, останься!  Должно же  хоть что то быть как всегда, как прежде!

    Но нет,  стоит крепко, разве иногда, пошелестит лапами, поерзает, устроится поудобнее и дальше стоит.  Дай ему бог!

         Я в темноте, на темно-синем вечернем небе Парижа- крест. Крест-это оконная рама в моей мастерской, рама как рама, окно как окно, за окном – Париж.

 А видится,  как крест!

 Почему ?!

   Не знаю.

   А над крестами и крышами в темном иссиня черном небе бесшумно и мирно летит Ангел.  Летит,  внимательно и строго  взирая на подопечный город, принимая в себя потоки человеческих эмоций: тепло, угасающего, но  тлеющего и вспыхивающего кое- где костра веры, струйки счастья, огоньки любви, проблески и всполохи талантов и  вспышки гения человеческого.  Широко раскинул крылья Ангел, чтобы обнять, не пропустить ни

капли прекрасного, на  которое  издревле способен род человеческий, ради которого он создан и существует, одинокий и затерянный в безднах  пространства и времени.

         Но слабеет, слабеет тепло, гаснет любовь, и серо-грязная мгла безверия движет на неразумный город, покидаемый своими защитниками. Ангел один из последних.

         А мгла ползет, стремится туда, где бьют барабаны, горят костры и в дикой пляске блестят звероподобные лица.  Она накрывает город, не давая пробиться теплу, туша огоньки, всполохи и вспышки.

         Взмахнул крыльями Ангел, мгла подалась, рассеялась, спряталась в тени, растеклась по пригородам, освобождая прекрасный погибающий город.

         Заискрилось небо миллиардами звезд, как будто говоря нам: «светить, гореть надо, хоть  немного , пусть не ярко, , тускло, но не коптить, не гнить, в страхе смерти и мерзости, бросаясь со своей грязью мазать любого светлячка, в тщетной надежде, что станет легче…, Не станет.»

         Я в темноте мастерской, над городом  на искрящемся квадрате неба- крест.

     Я догадываюсь почему.

          Под окном толпы мужчин в юбках и  женщин в штанах.  

Дальше больше. Сотни- тысячи мужчин в юбках,  кричат, пьют.

    Прыгают верхом через железные с  шаром наверху столбики, которые стоят вдоль переулка. Недопрыгивают, бац об шар тем, что под юбкой- дальше  скачут.

    Переулок залит пивом, несколько припаркованных машин, сплющены, как будто их  катком переехали.

   И  барабаны.. Два здоровенных голых до пояса мужика в юбках лупят, что есть силы в два огромных барабана. Тум ду ду Тум  Тум Тум,   Тут ду ду Тум Тум тум….         Опять барабаны, зачем здесь?

Чувствую- не спроста это.  Кто-то тут точно  добарабанится ,достучится!

          Опять вечереет, сумерки наступают неумолимо, но не стремительно. Успеешь многое увидеть, полюбоваться, пока стемнеет. По Сене кораблики идут туда-сюда, под вечер больше, понимают, что красиво.   Волна идет, музыка играет отовсюду, но не громко, терпимо, и очень мило.

          Закат сейчас особенный,  не то что бы «северное сияние», нет,

но  сочетание синих, фиолетовых, сиреневых, багровых и желтых цветов  подгоняемых и подкручиваемых ветром создают в небе, неповторимый и фантастический спектакль, где сцена-город,  цвета-актеры, а сюжет- грустный почему-то.

          Внизу у воды есть место, дерево растет, большое старое, ветви тонкие, листья тяжелые, висят вниз к  самой воде плетями. У нас называется  Ива Плакучая, как здесь не знаю.   Мост рядом- все это в воде отражается.

       На картины позднего Клода Моне очень похоже.

Какой поздний Клод Моне в Париже!! 

Какая душа, мощь!!  Не увидишь- не поверишь никогда.!

  А что сейчас..?   Ничего….

   В музеях все есть- искусство. А в жизни – ничего нет.

В музее Помпиду, как не смотри, получается так, что после Анри Матисса, ни люди, ни художники, больше не рождались. То есть ;  жизнь  пока есть, а искусства  уже нет….!

         Но это только пока- одно к другому обязательно подтянется, либо вместе, либо никак!

        . У  ствола дерева, у воды, на каменной плите берега, опустив ноги к воде и задумчиво грустно склонив голову  сидит Ангел. Ему ведомо, то, что никто не знает и только некоторые догадываются, страшась. И не весело ему от этих знаний!

         Много веком защищал он своими крылами душу этого города, но все труднее, все безнадежнее борьба.

       Все против него: и с плохими, но больше все с хорошими намерениями, строят свою дорогу.

        Хочется Ангелу взмахнуть крылами и улететь далеко, далеко отсюда, туда где все прекрасно, оставив безнадежный город .

         А за горизонтом уже совсем другие черные птицы, собираются в стаи, режут черными крылами синие небо, ждут.

          А может не улетит Ангел,   взмахнет крылом, защитит все то что горит, светится, тлеет, тянется к небу, останется и стоять будет до последнего самого малого огонька?

            Не знаю.

       Стираются, тускнеют ярко сиреневые оттенки,  затем постепенно уходят пурпурные и желтые, превращаясь в мерцание . И вот ночь фиолетово-синяя  опустилась на город, неслышно взмахнули крылья , и  он улетел. И полет его над городом был величествен грозен и прекрасен.

           Он вернется? !   Не знаю.

 

    Г.Дембовский     3 мая 2008.

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Русский Топ
Анонсы События-Выставки Фотографии Публикации Литература Статьи Ссылки Гостевая книга